ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МБДОУ № 3
В МБДОУ № 3 разработана и утверждена программа «Здоровье дошкольника» на 2017-2020 года.
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.
Срок реализации программы: 2017 – 2020 год.
Цель программы: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи:
vВоспитание у детей потребности в здоровье.
vФормирование целостного понимания здорового образа жизни.
vСоздание правильных представлений о здоровом образе жизни.
vОбучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
vИспользование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни, приемов интеграции разных видов деятельности.
Предполагаемые результаты для детей:
vСформированные навыки здорового образа жизни.
vПравильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
vУлучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
Для родителей (законных представителей):
vСформированная активная родительская позиция.
vПовышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах физического развития и здоровья.
vАктивное участие родителей (законных представителей) в жизнедеятельности ДОУ
Для педагогов:
vКачественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
vПовышение профессионального уровня педагогов.
vУлучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Двигательный режим детей
Режимные моменты |
1 разновозрастная группа |
2 разновозрастная группа |
||||||
2-3 года |
3-4 года
|
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7(8 лет) лет |
||||
Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно 30 — 40 мин |
Ежедневно 30 — 40 мин |
Ежедневно 30 — 40 мин |
Ежедневно 30 — 40 мин |
Ежедневно 30 — 40 мин |
|||
Утренняя гимнастика |
Ежедневно 3-5 мин |
Ежедневно 5-6 мин |
Ежедневно 6-8 мин |
Ежедневно 8-10 мин. мин |
Ежедневно 10-12 мин |
|||
Физкультурные занятия в зале |
2 раза в неделю по 15 мин |
2 раза в неделю по 15 мин. |
2 раза в неделю по 20 мин |
2 раза в неделю по 25 мин. |
2 раза в неделю по 30 мин. |
|||
Физкультурное занятие на прогулке |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
|||
Физкультминутки во время занятий |
1-3 мин |
1-3 мин. |
1-3 мин. |
1-3 мин. |
1-3 мин. |
|||
Музыкальные занятия |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю
|
|||
Прогулка |
1ч |
1ч
|
1ч
|
1,5— 2ч
|
1,5— 2ч
|
|||
Прогулка за пределы участка |
— |
— |
— |
25-30 мин, до 1,5 – 2 км |
40-45 мин. до 2 км |
|||
Корригирующая гимнастика после сна |
5-10 мин. |
5-10 мин. |
5-10 мин. |
5-10 мин. |
5-10 мин
|
|||
Самостоятельная двигательная активность |
10-20 мин ежедневно |
20—30 мин ежедневно, |
20—30 мин ежедневно, |
30 - 40 мин ежедневно, |
30 — 40 мин ежедневно, |
|||
Физкультурный досуг |
1 раз в неделю 20 мин. |
1 раз в неделю 20 мин. |
1 раз в неделю 20 мин |
1 раз в неделю 30-40 мин |
1 раз в неделю 40 мин. |
|||
Спортивные упражнения, игры |
Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю на физкультурном занятии на прогулке (фронтально и по подгруппам) |
|||||||
Спортивный праздник |
— |
— |
2 раза в год до 40 мин. |
2 раза в год до 1 часа |
2 раза в год до 1 часа |
|||
Система закаливающих мероприятий
Содержание |
Возрастные группы |
|
1 разновозрастная группа
|
2 разновозрастная группа |
|
Воздушно- температурный режим: |
от +20 до + 22С
|
от +18 до + 20С
|
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей |
||
Одностороннее проветривание |
В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2С |
|
Сквозное проветривание (в отсутствии детей) |
В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3С |
|
Утром перед приходом детей |
К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. |
|
Перед возвращением детей с дневной прогулки |
+ 21С |
+ 20С
|
Во время дневного сна, вечерней прогулки |
В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении. |
|
1.2. Воздушные ванны: Прием детей на воздухе |
До 10С |
до 8С
|
Утренняя гимнастика |
В летний период на улице. В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная |
|
Физкультурные занятия |
2 раза в неделю в физкультурное занятие в зале при + 18 С. Одно занятие круглогодично на воздухе до - 15С без ветра |
|
Прогулка |
Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. В холодное время года: |
|
до - 16С
|
до - 20С, при скорости ветра не более 15 м\с |
|
при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин. |
||
Дневной сон |
Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры |
|
+ 20С
|
+ 20С
|
|
После дневного сна |
В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы |
|
Водные процедуры: Гигиенические процедуры |
Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры |
Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры |
|
В летний период - мытье ног. |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
Двигательный режим в течение дня Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность детей Утренняя гимнастика Физкультурные занятия в зале Физкультурное занятие на прогулке Физкультминутки, динамические паузы Музыкальные занятия Прогулка Прогулка за пределы участка Коррегирующая гимнастика Физкультурный досуг Спортивные упражнения, игры Спортивный праздник Каникулы |
Оздоровительные и профилактические мероприятия: Закаливание (солнце, воздух, вода) Лечебные мероприятия (Витаминотерапия, кварцевание, массаж) Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; Полоскание горла травяными настоями комнатной температуры. Психогимнастика Релаксация Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика Коммуникативные игры Пропаганда ЗОЖ: наглядно-печатная информация; курс консультаций и бесед для родителей (законных представителей).
|
|
Организация рационального питания: Выполнение режима питания; Калорийность питания; Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов; Гигиена приема пищи; Правильность расстановки мебели; Организация второго завтрака (соки, фрукты); Соблюдение питьевого режима; Индивидуальный подход к детям во время приема пищи. |
Создание условий для двигательной деятельности: |
|
Вид двигательной активности |
Необходимые условия |
|
Движения во время бодрствования |
оборудование зала (спортинвентарь) физкультурные уголки в группах наличие прогулочных площадок игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению; |
|
Подвижные игры |
знание правил игры; картотека игр; атрибуты; |
|
Движения под музыку |
Музыкальное сопровождение |
|
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна |
знание воспитателями комплексов гимнастики; наличие места для гимнастики после сна; наличие массажных дорожек |
Применяемые педагогами здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательная деятельность, формируют у детей и родителей (законных представителей) ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
МБДОУ № 3 следует принципам рационального и здорового питания детей:
· · регулярность,
· · режим питания,
· · полноценность,
· · разнообразие,
· · сбалансированность белков, жиров, углеводов,
· · гигиена питания и индивидуальный подход к детям во время приёма пищи.
Детям обеспечивается насыщенная и разнообразная двигательная деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность – потребность в движении и снизить заболеваемость